Библиотека в школе – это информационный, образовательный и культурно-досуговый элемент образовательной среды. Отличительная особенность школьной библиотеки – функционирование ее как социальной системы в рамках образовательной системы. В связи с этим она выполняет 80 % потребностей образовательного учреждения.
Задача школьной библиотеки – создать условия для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала ребенка. Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать этот потенциал.
В соответствии с Федеральными Законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О библиотечном деле», главными задачами школьной библиотеки как информационного центра являются:
- оказание помощи обучающимся и учителям в учебно-воспитательном процессе;
- предоставление информации, необходимой для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль;
- формирование у обучающихся потребности в постоянном самообразовании, развитие воображения, воспитание гражданской ответственности, культуры чтения и любви к книге;
- качественное комплектование библиотечного фонда учебной, художественной и методической литературой;
- повышение качества библиотечных услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов;
- формирование комфортной библиотечной среды.
В работе школьной библиотеки можно выделить ряд факторов, способствующих формированию активной читательской деятельности, готовности ребенка реализовывать свой творческий потенциал:
- временной фактор – библиотекарь и ребенок находятся рядом в течение одиннадцати лет, что позволяет наблюдать за развитием ребенка;
- личностный фактор – фактор сопричастности, сопереживания, решение проблем общения, одиночества и др.;
- фактор сотрудничества – библиотекарь работает вместе с другими учителями, что позволяет видеть в ребенке не только ученика, но и читателя;
- фактор читательского опыта библиотекаря и его влияния на читателя.
Материальная база: библиотека школы занимает отдельное изолированное помещение. Абонемент и читальный зал совмещены, возможно использование компьютера и интернета в библиотеке.
Работа с фондом занимает ведущее место в работе библиотеки, (изучение фонда и анализ его состояния). Важным является расстановка фонда с учетом возрастных особенностей пользователей. Литература для учащихся группируется по тематическим рубрикам: «В гостях у сказки», «Стихи», «Для самых маленьких», «Хорошие книги про животных», «Справочная литература» и т.п. Художественная литература для среднего и старшего возраста расставлена по алфавиту, отдельно представлены зарубежные авторы, историческая, приключенческая и детективная литература.
Вниманию учащихся предоставлены детские журналы, детские энциклопедии, которые позволяют занять свободное время.
Ежегодно пополняется фонд художественной литературы. Это новинки литературы, отвечающие интересам и потребностям читателей. Они сразу занимают почетное место на полке «Новинки литературы». Популяризация книг с помощью книжных выставок, была и остается одной из главных задач школьной библиотеки. Тематика выставок соответствует знаменательным событиям и памятным датам в мире и в стране.
Особое внимание уделяется:
-обеспечению свободного доступа читателей к фонду библиотеки;
-ведению работы по сохранности фонда;
-изучению фонда учебной литературы и анализ его использования;
-своевременной обработке и регистрации поступающей литературы;
-работа по мелкому ремонту художественных и учебных изданий;
систематическому контролю за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий.
Для обучения навыкам ориентации в библиотечном пространстве, обучению принципам расстановки книг, выбора книг был использован индивидуальный порядок работы.
-Индивидуальная работа заключается в обслуживание читателей на абонементе:
-учащихся, педагогов, родителей;
-обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и учителей;
-рекомендательные беседы при выдаче книг;
-беседы о прочитанном.
Школьная библиотека в течение всего года старалась оказывать помощь учителям:
- информировала педагогов о новых поступлениях учебной литературы, доводила до педагогов информацию об изменениях в Федеральном перечне учебников;
- совместно с педагогами формировался заказ на учебную литературу.
Школа сотрудничает с библиотекой на Карамзина (новая библиотека в культурно-досуговом центре).
В соответствии с Федеральным Законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», о недопустимости распространения экстремистских материалов, составлен и постоянно обновляется список материалов экстремистского содержания. Составляются акты о проверке библиотечного фонда на наличие материалов экстремистского содержания путем сверки Федерального списка экстремистских материалов с библиотечным фондом.
Заведует школьной библиотекой и ведет обслуживание читателей педагог-библиотекарь Козлова Галина Викторовна.